?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Спектакль Нового Арт Театра "Лошадиная песня".
nasto2009
  Не то чтобы рецензия, а обещанная режиссеру dk_nat     радушно пригласившему нас на премьеру, попытка поделиться впечатлениями от спектакля.
     
  Не часто увидишь "лошадиную" тему в театре. Тем интереснее было смотреть премьерный спектакль Нового Арт Театра «Лошадиная песня». На 3-часовой спектакль идешь с некоторым опасением - а вдруг мне будет трудно и я не выдержу, что тогда? Но все опасения оказались напрасны, спектакль смотрится легко и с удовольствием. Конечно сказать, что мы просто получили удовольствие недостаточно, в театр идешь за чудом искусства, за преображением, и если оно происходит, то можно попробовать как-то вычислить его формулу.
      В спектакле два мира - человеческий и лошадиный, ведь речь идет о спорте, о конкуре, все вокруг конкура и заверчено. Мир человеческий -два симпатичных предпринимателя - он и она - увлечены конным спортом, оба содержат конюшни, выставляют на соревнования спортсменов, и азартно соперничают друг с другом. А также конюхи, жокеи и бедовая девочка-подросток. И лошадиный мир - две молодые кобылки и несколько породистых жеребцов. Этот мир с самого начала серьезнее человеческого, как мир зависимый, подчиненный и бессловесный, бессловесный к счастью не для зрителя. И быть может несколько чрезмерная водевильность мира человеческого должна уравновешиваться серьезностью мира лошадиного . У каждого из двух миров свой шут - персонаж , который по ходу действия в шутовской манере объясняет зрителю всю сложность жизни. И зритель реагирует адекватно - дружным смехом( или даже ржанием - учитывая название спектакля). Впрочем, объясняет в так сказать пастельных тонах, особенно не сгущая теней. В мире человеческом это конюх с двумя высшими образованиями, Зяма Израилевич Седло, который со своим пафосным и саркастичным интеллигентским юмором, стилизованным под интонации и темы еврейского великовозрастного вечно-маменькиного сынка, «моя бедная мама в таких случаях таки говорит…», быстро оказывается в центре внимания. Очкарик с высоким лбом и тонкими чертами лица чем-то даже напоминает учителя , ну ,к примеру, географии, таким наверное может быть учитель географии Норвегов из повести Саши Соколова «Школа для дураков». В мире лошадином в роли не менее блистательного шута выступает старый конь Закат. Все, начиная от высокохудожественных лохмотьев на нем, а также блаженный взгляд васильковых глаз и мягкое балагурство, стариковская горечь которого как бы растворена в какой-то впавшей в детство благостности, создаёт образ юродивого. Юродивого коня или все-таки человека? Неоднозначно и тем интересней.
      Между двумя мирами ожидаешь контрастных взаимоотношений, но контраста особого нет, так, легкое недопонимание. Новорусские владельцы коней люди добрые , просвещенные и гуманные, с животными обращаются хорошо, да и с колоритными жокеями тоже. Вообще злодеев в спектакле нет, в роли злодейки выступает судьба, которая всем строит козни и ее дружно клянут на все лады. Но и ее удается обойти к вящщей радости зрителя, и в конце спектакля добрый режиссер награждает всех персонажей подарками - влюбленные люди и лошади соединяются (кроме несовершеннолетней влюбленной, пусть еще подрастет , поучит как следует синус и косинус, а также потренируется в верховой езде), Зяма получает наследство, фермер зарубежную ферму , остальные - жизненные перспективы. И мы понимаем конечно, что жизни смысл придает только счастье, а счастье нам дарит прежде всего любовь. Если мы счастливы, то можем прыгнуть намного выше собственной головы и даже перемахнуть через яму с водой (одно из препятствий в конкуре). И хотя в конце всех нас ожидает яма, через которую уже не перемахнешь, но пока будем изо всех сил стремиться к счастью, а когда придет время, встретим конец с достоинством. Как старый конь Закат, которого просто забыли в уже никому не нужной конюшне, и который совсем как чеховский Фирс, которого забыли в усадьбе. Он поднимает свое лицо(морду) в зенит, туда, где предполагаемое окошко в Небеса, и передает привет Антону Павловичу, к которому собирается с минуты на минуту. Яма его оказалась не такой страшной, как яма главного коня русской литературы Холстомера, и в ожидании скорой смерти он влачит по сцене свой дряхлый круп ,изображаемый декой контрабаса!
    Надо сказать, что мир лошадиный великолепно решен пластически. Конечно юные длинноногие девушки в обтягивающих трико с распущенными гривой волосами имеют стать молодых кобылок - белой и вороной, и смотрятся намного эффектнее, чем пожилые, пусть и длинноногие актрисы, в холщевых хламидоподобных штанах и с кожаными шлейками во лбу ( это я заглянула в инете в другой лошадиный спектакль , «История лошади» в БДТ). Артисты-кони лихо раскачиваются на канатах, изображая лошадиные аллюры, почти как цирковые акробаты. И из-за свисающих канатов и поперечно-протянутых веревок сцена напоминает и закулисье цирка и манеж одновременно.
   Так что спектакль не выходит за рамки комедии, легкой, игривой, зрелищной, эксцентричной, таким образом оправдывая своё название. Он строится из отдельных, ярких реприз, которые перемежаются замечательной живой музыкой (хочется сказать “музычкой» с вихляющимся ритмом) в стиле примерно группы «Ноль». (Хотя скорее всего на это сравнение меня навел аккордеон. Еще там звучит электрогитара, саксофон, виолончель, барабан.) Нас не стали терзать ,нам лишь намекнули( да мы и сами знаем), что спектакли не всегда заканчиваются хэппи эндом, на свете существует не только неразделенная любовь, но даже старость и смерть. Поэтому хэппи энд спектакля достаточно условен, и выглядит скорее как доброе и чуть ироничное (по отношению к судьбе-злодейке) пожелание, примерно в стиле поговорки «мы все пойдем по радуге и найдем мешок с золотом». Ну что ж, мы постараемся.
Спасибо за яркий, зрелищный спектакль и успеха вам!