Шесть дней в Ереване. Продолжение.
nasto2009
  Пока не забылось...может быть что-то напишется... Я уже сомневаюсь - а были ли эти шесть дней вообще?  Утром в Пасху мы снова приехали на маршрутке N 8 в Сурб Ованес. Шла служба, длинная потому что праздничная, и не дождавшись крестного хода, мы совершили его сами. И снова углубились в Конд, бродили по его кривым улочкам.Я счастлива, что мне так повезло со спутницей. У eisa_ru как раз такой стиль путешествий, какой я люблю. Не торопясь гулять по незнакомому городу, исследуя его дыхание, подолгу зависая в его закоулках, чтобы понять и почувствовать, чтобы прожить в нем часть жизни, заглядывая в его глубину.

Есть еще Бомжебог, который отмечает самые порой ветхие и разрушающиеся углы. Но эти места по-своему красивы и сильны, потому что несут отпечатки времени. Наш путь лежал на Вернисаж, то есть большой сувенирный рынок рядом с площадью Республики.Там много интересного, но более всего прекрасны сумки и ксивники, пошитые из ветхих ковров.
Ереванцы относились к нам или хорошо, или очень хорошо.Внезапно нарисовался добровольный гид, Дон Марчелло. Невысокий человек припустил за нами следом, желая лично показать , как проехать в Галерею Русского Искусства. Летчик на пенсии ежедневно совершает многокилометровые моционы по Еревану. Он довез нас до Галереи, но в Пасху музеи закрыты, и мы поднялись с ним по эскалаторам каскада, чтобы увидеть Ереван с высоты. Каскад фонтанов, только их еще не включили. Позже наш добровольный гид вежливо растаял,помучив нас анекдотами про армянское радио и галантно угостив  мороженым (биография была подробно рассказана), а мы спустились в ресторанчик армянской кухни на улице Саят Нова. Недорого,вкусно и интересно,рекомендую, называется " Our villadge". Нам принесли ежевичного вина, долму, что-то еще. Но незабываем суп из чечевицы с сушеным конским щавелем, мы назвали его "суп с тряпками", а слово я забыла. Конский щавель ничуть не кислый, а его крупные коричневые листья похожи на вкусные  тряпки.
    В понедельник мы решили самостоятельно поехать в Гарни и Гехард, и утром добрались до остановки гарнийского автобуса. Проезд стоил аж 200 драм по сравнению со 100 драмами городского автобуса. Это примерно 17 рублей. И через полчаса мы ехали уже по горной Армении и любовались капризным Араратом и прекрасными пейзажами. В Гарни находится языческий храм бога Митры, сохранившийся с 1 века н.э. и построенный армянским царем Трдатом (66-88гг), точнее храм был разрушен землетрясением, но воссоздан советскими археологами. А крепость на этом месте была еще в 8 в. до Р.Х., о чем повествуют клинописные таблички на урартском языке. Царь Аргишти в 8 веке до Р.Х. завоевал эту цитадель и потом двинулся в сторону будущего Еревана и построил там крепость Эребуни, с которой Ереван и начался. В большом селе Гарни есть все - хостелы, отели, кафе, таксиситы и такси к вашим услугам. Когда мы вошли на территорию заповедника (вход 150 драм, это 13 рублей), в храме стоял человек и играл на дудуке, а я подумала, что включена запись, как это бывает в заповедниках. Вокруг горная страна со скалами, ледниками вдали, скальными обрывами, осыпями, а в ущелье шумит река Азат и омывает зеленое плато на дне ущелья. Классический храм на фоне грандиозной красоты - идеально. Археологические обломки (есть выставка артефактов, но мы спешили) и всякие интересные камни, ну и древние замшелые хачкары. Цветут темно-лиловые фиалки. Солнце, ветер, мечта...
    На выходе из заповедника нас ждали местные таксисты, чтобы отвезти в Гехард, и мы, не раздумывая особенно, сели в машину к одному. Цена была смешная. Его звали Леон, он живет в Гарни с семьей, а работает в Москве с бригадой строителей. Леон отвез нас в Гехард, а потом в монастырь Хор Вирап через горы и перевалы, а потом еще в Эчмиадзин, и довез в Ереване до нашего отеля. Это стоило нам 3 тысячи русских рублей. За один день мы выполнили всю нашу культурную программу, о которой только неуверенно мечтали. Да еще на прощание сказал, что ему было хорошо с людьми у которых "такая душа" . В этот день мы слышали от Леона и еще от одной пожилой женщины сожаления по поводу утраты Советского Союза. " Раньше мы были как одна семья" - сказал Леон, рассказывая нам в горах про прошлое и настоящее.

Гехард. Гехард - скальный монастырь, который теснейшим образом связан с историей, так что даже на фасад храма и внутрь, в интерьер попали не только евангельские сюжеты, но и гербы княжеских династий. Слово гегард означает копье,которым Лонгин пронзил Тело Иисуса на Кресте. Само копье выставлено в музее Эчмиадзина, но мы его не видели -  был понедельник. Монастырь имеет еще название Гегардаванк - монастырь копья, также употреблется название Айриванк - пещерный монастырь. Он темный, сырой,стены закопчены свечами, а внутри церкви течет поток святой воды. Не все помещения доступны для туристов,а монахи попрятались. Туристы донимают своими селфи-палками.

В Хор Вирапе. Хор Вирап - глубокая яма, в которой 13 лет провел Григорий Просветитель, прежде чем царь Трдат обратился к нему за исцелением от слепоты телесной и духовной. Я спустилась в яму, где фотографировалась армянская семья, а потом мы вместе совершили довольно экстремальное восхождение по лесенке - тянет вниз, ообенно если у вас избыточный вес. Вокруг потрясающие пейзажи и дали, и турецкая граница в 200-х м, но капризный Арарат клубился облаками. Уже спускаясь из монастыря к Леону, мы познакомились с темпераментной  армянкой из Нижнего Новгорода, которая каждое лето водит экскурсии по Армении и сама готовит национальные блюда своим гостям. Записали телефон.

Главный храм Эчмиадзина в лесах. Здесь мы провели час, но атмосфера была по-настоящему пасхальной, словно в эльфийском дворцовом парке, где молодеешь от самого пребывания.

Абрикосы Эчмиадзина.

• 1
Отлично! Молодцы! Ездил по Армении в доисторическом 86-ом, многого не видел.

Мы тоже не так много за 5 дней успели.Но там все цветет и процветает, не смотря на жалобы ереванцев.И все вас любят, прямо подходят на улице и говорят - могу я быть вам полезен чем-нибудь?

Отлично! Надо съездить!

Отлично написала, мне так не осилить, сдуваюсь на фотках.

Однако, надо попытаться тоже приличный пост выложить, вдогонку :)

Спасибо! Но я ещё не всё сказала про Ереван, надо бы дописать. Но у тебя первый очень интересный и подробный!

Я отдельно про двор в Конде сегодня напишу, потом - про Гехард и Параджанова. И тогда - все :)